Главная » Все новости

Моторное масло: минеральное, полусинтетическое, синтетическое — что выбрать?

29.09.2016

Ассортимент моторных масел представлен десятками производителей и сотнями марок. «Минералка», «синтетика», «полусинтетика» — эти названия могут запутать автомобилиста, особенно начинающего. Чем же различаются моторные масла различных типов, как среди всего разнообразия выбрать то, что больше всего подойдет конкретному двигателю?


Все виды моторных масел представляют собой продукты переработки нефти и природных газов. В зависимости от способа получения можно выделить два основных класса масел: минеральные и синтетические. Минеральные масла получаются путем прямой перегонки нефти и дальнейшей очистки первичного продукта. Это — исторически самый первый вид моторных масел. Несложная технология получения, доступность сырья обуславливают низкую стоимость такого масла.
Минеральные масла при всей доступности обладают существенными недостатками: невозможно получить минеральное масло, которое обладало бы стабильными физическими свойствами в широком диапазоне температур. Особенно это касается вязкости масла — важнейшей его характеристики как смазочного материала. Еще один недостаток: в условиях высокой температуры, под большим давлением в двигателе минеральные масла быстро стареют со временем — разлагаются, изменяя свойства. По этой причине минеральные масла требуется чаще менять.
Несмотря на все минусы, минеральные масла вполне подходили и подходят для старых двигателей, не отличающихся быстроходностью и высокой степенью сжатия. Даже проблемы с вязкостью не являются столь существенными, если автомобиль эксплуатируется в условиях умеренных температур. Ну а для зимы или очень жаркого лета существуют «свои» сезонные сорта минеральных масел.
С появлением форсированных двигателей «гоночного типа» с высокой степенью сжатия, внедрением наддува в массовых автомобилях изменились и требования к моторным маслам. Современное масло для современного высокотехнологичного двигателя — достижение химической промышленности, получить которое можно лишь синтетическим способом.
Исходным сырьем для производства синтетических масел служат те же нефтепродукты, в процессе производства масла расщепляемые на более простые соединения, являющиеся исходным материалом для дальнейшего органического синтеза. Этот процесс позволяет получать сложные химические соединения, обладающие специфическими, заранее заданными свойствами. Поэтому синтетические масла по своим качествам значительно превосходят любые минеральные масла, и по этой же причине стоимость синтетических масел намного выше минеральных.
Ощутимый разрыв в цене на моторные масла различных типов привел к тому, что производители стали придумывать альтернативные решения. Рыночным компромиссом между дешевыми минеральными маслами и дорогими синтетическими стали полусинтетические моторные масла. Двигатели многих автомобилей не являются столь требовательными к какому-то специфическому маслу, как моторы гоночных автомобилей, поэтому с целью удешевления производители пошли по пути смешивания минерального и синтетического сырья. Получившийся при этом продукт ненамного терял эксплуатационные качества, оставаясь пригодным для использования в автомобильном двигателе наравне с «чистым» синтетическим маслом.
В настоящее время у автовладельцев часто возникает вопрос: масло какого типа предпочесть — синтетическое или полусинтетическое? Ответ не столь однозначен, поскольку на выбор масла влияют характеристики конкретного двигателя: пробег автомобиля, его возраст, тип двигателя и его производитель, степень сжатия, наличие турбонаддува, производимый ремонт и так далее.
Синтетические моторные масла необходимо использовать в следующих случаях:
- когда производитель автомобиля явным образом (в сервисной документации) рекомендует применение именно такого масла. Несоблюдение этого требования может привести к лишению гарантии;
- во время обкатки нового автомобиля, когда происходит процесс притирания деталей двигателя. В это время происходит интенсивный износ движущихся деталей, происходит образование необходимых для нормальной работы двигателя естественных микрозазоров, что связано с повышенными тепловыми и механическими нагрузками на двигатель. Применение в течение обкатки полусинтетического и минерального масло может повредить двигатель. В этот же период может наблюдаться повышенный расход масла — это нормально. Снижение расхода масла до нормальных эксплуатационных показателей свидетельствует о завершении процесса обкатки;
- в условиях эксплуатации автомобиля при низких температурах. Запуск холодного двигателя в мороз гораздо легче происходит на синтетическом масле. При этом в первые минуты после запуска меньше изнашиваются детали, снижается нагрузка на стартер.
Для двигателей с пробегом применение синтетического масла может быть нецелесообразно по экономическим соображениям (следует, впрочем, помнить, что полусинтетическое масло имеет меньший эксплуатационный срок, и его нужно чуть чаще менять). Также на изношенном двигателе синтетическое масло, являясь более текучим, из-за увеличенных зазоров может избыточно просачиваться в камеру сгорания через поршневые кольца, образуя нагар.